Дать ребенку качественное образование – естественное желание и стремление каждого родителя. Начальным его этапом является школа. Но есть и другие виды учебных заведений, например, лицеи. Какая между ними разница и есть ли она вообще?
Школа: определение, типы и особенности обучающего процесса
Слово «школа» берет корни из Древней Греции, что тогда обозначало саму школу, учебное занятие или же досуг. Этот же термин применяется по отношению к другим образовательным учреждениям, например: художественная школа, школа боевых искусств, музыкальная школа и прочие.
Одними из наиболее престижных в мире считаются швейцарские школы и лицеи. Многие из них действуют по типу пансионов
В обыденном понимании это место, где дети от 6-7 лет учатся до 16-17 лет, что определено программой министерства образования. Закончив учебу, школьники получают аттестат о полном или неполном среднем образовании. В дальнейшем они могут обучаться в ВУЗах или ПТУ.
В России школы разделены на типы:
- начальные – 1-4 классы;
- общеобразовательные – 5-9 классы;
- средние – 10-11 классы;
- профессиональные – училища, ПТУ, техникумы и прочие;
- специальные – технические, юридические, экономические, религиозные и прочие.
Дореволюционные, западные и современные лицеи
«Лицей» происходит от древнегреческого и обозначает учебное заведение. В Латинской Америке, Африке и Западной Европе это среднее учебное заведение. До революции 17-го г. в России под лицеем подразумевали высшее или среднее учебное заведение, привилегированное, основная цель которого – подготовка будущих госслужащих. В современной России лицей может быть профессиональным или средним учебным учреждением, которое ведет преподавательскую деятельность, исходя из собственных учебных программ.
Интересный факт: в Древней Греции существовал Ликей, который находился возле Афин и являлся одним из гимнасиев с Аристотелем и Сократом в роли преподавателей. В свою очередь, название «Ликей» произошло от расположенного неподалеку храма Аполлона Ликейского и является прародителем слова «лицей».
В Российской империи сроки обучения в лицеях составляли 6-11 лет. Учебная программа охватывала средние и старшие классы. Большей частью готовили государственных чиновников. Всего было 7 лицеев.
Императорский Царскосельский лицей, в котором учился А. С. Пушкин и другие известные личности
В современной России действует большое их количество, и это звание может получить обычная школа. С теми учебными заведениями, которые существовали до революции, они ничего общего практически не имеют. Иногда лицеями могут называть бывшие ПТУ – учебные заведения, предоставляющие среднее профессиональное образование.
Школы, имеющие узкую специализацию (художественные, юридические, информационно-технологические и т.д.) также называются лицеями. Учебные заведения при ВУЗах могут носить звание лицеев.
В чем разница между лицеем и школой?
В лицеях действует своя учебная программа. Но существенно она не отличается от школьной. Все дело в том, что в лицее есть предметы с углубленным изучением, чаще всего те, которые нужны для поступления в конкретные ВУЗы. Обычно между высшим учебным заведением и лицеем создается договор, и учеников готовят по программе для поступления в это заведение. Существуют лицеи сразу при ВУЗах и находятся они на одной территории.
Уровень образования в лицее выше школьного, так как чаще всего педсостав сильнее, а за разработку учебных программ отвечают преподаватели ВУЗов. Школа себе такого позволить не может. Лицей может характеризоваться уклоном в сторону определенных предметов, к примеру, химии, иностранных языков и т.д. В школе только изредка могут изучать несколько предметов более углубленно.
Нагрузка учащихся в лицеях выше, чем школьников. Критерии отбора более суровы в лицее, а в обычную общеобразовательную школу принимают всех. Также в серьезных лицеях есть собеседование. Если в школах урок длится 45 минут, то в лицее могут встречаться «пары» (два занятия объединяются в одно). Во многих школах ученикам позволяется посещать занятия в любой одежде (за исключением слишком отрытой, яркой, пляжной и т.п.), а лицеисты обычно носят форму, единую для всего учреждения.