Источник:
Как повышение НДС в России скажется на казахстанском авторынке?
В России увеличен налог на добавленную стоимость: с 1 января действует ставка 20% вместо прежних 18%. Для некоторых товаров сохранена льготная ставка в 10%, но легковые автомобили не в их числе… Так что автопром в России оказался среди тех отраслей, на которых повышение НДС скажется заметнее всего. И вот почему.
По сути, НДС – налог, которым облагаются все товары и его стоимость всегда включена в конечную цену, которую платит покупатель. Производители комплектующих покупают сырьё у поставщиков по цене, которая включает НДС. Автомобиль же является сложным изделием и состоит из целого перечня комплектующих. В стоимость, по которой автопроизводитель закупает комплектующие, также включен НДС. Затем НДС включается в стоимость конечного продукта цепочки – автомобиля.
Еще в ноябре прошлого года российское представительство Volvo объявило: с 1 января 2019 года автомобили марки, в зависимости от оснащения, подорожают на 12-107 тысяч рублей. В декабре о грядущем подорожании автомобилей в России на 25-50 тысяч рублей объявило представительство Mitsubishi. Уже переписали ценники российские дилеры Volkswagen, Ford, Cadillac, Hyundai, Toyota, BMW – так что тенденция налицо.
Казалось бы, ставка налога возросла не радикально – всего 2%. Но конечная цена автомобиля возрастает по разным оценкам на 5-11%. И дело здесь не только в НДС.
Рубль в новом году имеет малые шансы на укрепление, и автоконцерны, вероятнее всего, заложат дополнительный прирост в цене на 2-3%, чтобы в случае колебаний курса не попасть впросак. Добавьте сюда ежегодный рост акцизов: это еще плюс 4%.
Казахстанские покупатели, как и россияне, в последние годы всё чаще выбирают недорогие автомобили, сборка которых налажена внутри страны – по ним дилеры часто предлагают гибкие условия, к тому же можно оформить льготный кредит. Программы утилизации и льготного автокредитования действует как в России, так и в Казахстане.
Россия – наш крупнейший торговый партнёр. С одной стороны, доля продаж импортных автомобилей в Казахстане снижается: три года назад их выбирали 75% покупателей, в 2017 – 65%, а в 2018 году уже 51%. То есть автомобили казахстанской сборки становятся всё популярнее. С другой стороны, большая часть импортных автомобилей в казахстанских автосалонах, ввезены из России: американские, европейские, японские и корейские автоконцерны имеют сборочные предприятия в Калининграде, Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Калуге и в других городах. Естественно, рост ставки затрагивает все предприятия отрасли – льгот по НДС для автопрома не предусмотрено. При производстве автомобилей на казахстанских предприятиях значительная часть комплектующих также завозится из России. Изменения, начавшиеся на соседнем рынке, неизбежно дадут о себе знать и у нас.
Как в таких условиях поступать покупателю?
Большинство российских дилеров уже пересмотрели цены в сторону повышения, хотя и делали это постепенно. В казахстанских автосалонах, по всей видимости, будут действовать так же. Во-первых, чтобы не спугнуть клиентов и сохранить растущий спрос. В 2018 году продажи автомобилей в соседней России выросли на 13%. Казахстанский рынок прирос на 25%. В первые месяцы 2019 года вероятны распродажи дилерских запасов 2018 года, различные акции и программы лояльности. Так что пока сохраняются запасы, дилеры могут смягчить переход к новым ценам. А это возможность зафиксировать цену автомобиля, чтобы избежать неприятных сюрпризов.
Курсы валют по-прежнему ведут себя нервно. Модельный ряд автопроизводители обновляют исправно. Потому и без налоговых пертурбаций рост цен на автомобили мало кого удивляет. Лучшая рекомендация для тех, кто долго готовился или откладывал покупку автомобиля – следить за предложениями на рынке. Первые месяцы года автодилеры переживают традиционное затишье, поэтому легче идут на скидки и предлагают гибкие условия покупки. При этом прогноз для казахстанского авторынка на этот год – 20-25% прироста, а значит, устойчивый спрос сохраняется и сдерживать рост цен дольше, чем длится сезонное затишье, дилеры не смогут.