Пассажиры самолетов, особенно те, которые летят впервые, волнуются при попадании воздушного судна в зону действия турбулентности. В такой тряске нет ничего противоестественного – это как угодить в яму на дороге, передвигаясь на автомобиле, или находиться на корабле во время качки.
Что такое турбулентность: воздушные ямы
Вода для корабля служит опорой. По такому же принципу самолет опирается на воздух. В нем, как и в океанах, содержатся свои течения. Они бывают вертикальными и горизонтальными, а также нисходящими и восходящими. Конечно, они остаются невидимыми, но можно предсказать возможность попадания судна в такой поток.
Образование восходящего потока происходит, когда ветер движется в направлении пологих горных склонов. При попадании самолета в него снизу ощущается слабый толчок, а воздушное судно наберет высоту. Когда самолет выйдет из этого потока, он как будто «провалится», то есть попадет в так называемую «воздушную яму». Тряска начинается на границе, где встречаются воздушные потоки. Это называется турбулентностью.
Схема попадания самолета в воздушную яму
Воздушные потоки начинают закручиваться, когда огибают горный гребень. На склоне появляется «ложный ветер», который направляется в другую сторону. Он может существенно затруднить передвижение парапланов и небольших самолетов. Турбулентность всегда наблюдается в местах, где воздушные потоки встречаются с объектами, расположенными на земле, но большие самолеты этого даже не замечают.
Солнечные лучи почти не повышают температуру воздуха при непосредственном контакте. Но вот земную поверхность они греют очень сильно. От почвы тепло передается близлежащим слоям воздуха, тогда как на высоте он остается холодным. От земли теплый воздух движется вверх своеобразными «пузырями». Именно поэтому, когда самолет совершает посадку во время жаркой погоды, его трясет.
Также «пузыри» горячего воздуха могут перемещаться к каким-нибудь объектам, где они концентрируются и создают термические восходящие воздушные массы. Зачастую над такими потоками образуются облака, и под каждым из них может трясти. Потоки горячего воздуха окружены холодными воздушными массами, которые зачастую движутся на высокой скорости. Сильная турбулентность между этими потоками – обыкновенное явление.
Интересный факт: обычно пассажиры самолета сталкиваются со слабой или средней по силе турбулентностью. В очень редких случаях самолет попадает в зону действия сильной турбулентности.
В грозовых облаках наблюдается очень высокая скорость воздушных потоков, достигающая более 200 км/ч. Сильная тряска способна разрушить небольшой самолет и навредить крупному.
Виды турбулентности
Турбулентность в авиации разделяется на 3 категории:
- Слабая – немного трясет, никак не влияет на полет. Практически никакого дискомфорта для пассажиров и экипажа.
- Средняя – дискомфорт ощущается гораздо сильнее. К примеру, тряска способна расплескать воду в стакане, по салону самолета трудно передвигаться и т.д. Чтобы избежать травмирования пассажиров, пилоты активируют спецсигнал – «Пристегнуть ремни». При средней турбулентности они также просят бортпроводников занять свои места и пристегнуться.
- Сильная – очень интенсивная тряска воздушного судна. Возможна потеря управления на некоторое время.
Пристегнутые ремни безопасности обеспечивают защиту пассажиров и экипажа во время тряски
Пилоты всячески стараются избежать зон с сильной турбулентностью. Такие участки находятся в основном в районе грозовых облаков. Поэтому пилоты заранее изучают метеокарты, отслеживают по радарам такие зоны. Если уйти от сильной турбулентности нельзя, то чаще всего воздушное судно отправляется на запасной аэродром. Если сделать это не удалось – самолет попал в зону турбулентности – по инструкции пилоты должны сделать все возможное, чтобы выйти из опасного участка. Бывает, что воздушное судно приходится полностью разворачивать и лететь обратно.