По данным статистики внешней торговли РФ (ФТС) в прошлом году объем перевозок грузов автомобильным транспортом между Россией и зарубежными странами составил 31,3 млн тонн, показав снижение на 4,5% по сравнению с 2019 годом. Восстановление объемов после кризиса, связанного с ограничительными мерами в пандемию COVID-19, началось уже в третьем квартале. Например, динамика падения на рынке международных автомобильных грузоперевозок РФ на европейском направлении сократилась с -11,6% во втором квартале до -2% в третьем, а в четвертом квартале отмечался рост на 1,5% за счет увеличения экспортных поставок. Такая же тенденция наблюдается и в первом полугодии 2021 года. Несмотря на взаимные санкции, грузооборот между Россией и ЕС в общем объеме автоперевозок занимает львиную долю – около 70%.
«Девальвация рубля в 2020 году подстегнула спрос на российские товары и способствовала сохранению грузооборота на относительно стабильном уровне. В отличие от импорта, который сократился в пределах 10%. Впервые с 2019 года доля экспорта в европейские страны превысила отметку в 50%», — отметили в логистической компании DB Schenker.
Главным направлением грузоперевозок выступает Россия – Финляндия. На это направление приходится 23% всех грузов. На втором месте Германия – 16,9%, и замыкает тройку лидеров Польша с долей 15,8%. На три указанные страны приходится 55,7% объема автоперевозок на направлении РФ – ЕС. Еще около 30% приходится на Литву, Нидерланды, Эстонию, Италию, Латвию, Чехию и Францию. Чаще всего за последний год (лето 2020 – лето 2021 гг.) осуществлялись перевозки в Финляндию, Польшу, Литву, Эстонию и Латвию.
Автопарк российских и зарубежных логистических компаний, занимающихся экспортными перевозками, составляет на сегодняшний день около 100 тыс. грузовиков. Большинство из них – более 60% соответствует экологическим стандартам Евро-5 и 6. Чаще всего на экспорт идут следующие товары: лес, продукция лесопереработки, удобрения, зерно и продукты питания.
В компании подчеркнули, что в данный момент уместно говорить о том, что происходит медленная трансформация экспорта с сырьевых товаров на готовые изделия для потребительского рынка, произведенные в России. Также наложила свой отпечаток транспортная ситуация с Китаем. Из-за нехватки контейнеров и высоких ставок на морские перевозки, заказчики ищут варианты производства, близкого к ЕС. А Россия в этом плане довольно привлекательна.
«Как известно, при ослаблении рубля, товары, произведенные в РФ, становятся более конкурентоспособными на внешних рынках. В то же время наблюдается снижение импорта, так как иностранные товары существенно дорожают в российской национальной валюте, поэтому, за счет сокращения объемов, возрастает интерес к сборным перевозкам из России в Европу. Доля экспорта же наоборот растет, так на рынок выходят новые российские игроки», — рассказали в DB Schenker.
Ключевой фактор развития логистического рынка во многих странах, особенно в кризис, в том числе и в России – это именно сборные перевозки. Они популярны, так как позволяют оперировать любыми объемами отгрузок, не дожидаясь пока грузы накопятся в количествах, достаточных для отправки целой машины. Сборные перевозки позволяют грузоотправителям получить отлаженную и эффективную логистику по разумной цене.
«С этого года кластер Россия/Евразия компании DB Schenker интегрировал сеть терминалов в России в европейскую сеть по доставке сборных грузов DB SchenkerSystem. В данный момент сеть насчитывает 430 терминалов в 38 странах мира. Теперь можно отправить груз из любого европейского города в Россию, вплоть до Владивостока, а также из Европы и России в Казахстан. Помимо этого, груз можно отправить на экспорт в Европу из любой точки России», — подчеркнули в DB Schenker.
Особенность сервиса состоит в том, что можно планировать дату и время доставки груза по расписанию. Сроки доставки становятся понятными, поэтому можно четко планировать остальные бизнес-процессы.
Также при отправке сборных грузов появляется возможность отслеживать их на всем пути следования через личный кабинет. Грузополучатель будет заранее извещен о прибытии груза посредством sms или email сообщения. Более того, теперь возможна доставка груза к определенному времени.
В планах компании по итогам 2021 года в 4 раза нарастить объемы перевозок между Россией и Европейскими странами за счет развития направления сборных перевозок, по сравнению с прошлым годом.
Источник: