Реформа ценообразования в строительной сфере, начавшаяся в 2015 году, до сих пор не принесла результатов. Об этом говорится в отчете Счетной палаты по итогам анализа реформирования в 2015-2018 годах системы ценообразования и сметного нормирования в сфере строительства.
Как пишет РБК, реформа ценообразования должна была завершиться в 2018 году, в ее рамках предусмотрен переход на ресурсный метод сметных расчетов, то есть с учетом текущих цен на строительные материалы, на труд и т.д. По замыслу авторов реформы, это позволит точнее определять сметную стоимость объектов и снизить риск ее завышения. Пока в России используются промежуточные индексы, умноженные на цены 2001 года. На проведение этой реформы было потрачено 1,9 млрд рублей, а 1,4 млрд из этой суммы было выделено из бюджета.
«Несмотря на длительный временной период и значительный объем затраченных средств, реформа не принесла ожидаемых результатов: новая система определения сметной стоимости строительства, основанная на «ресурсном» методе, не готова; нормативная база, необходимая для реализации реформы, в полном объеме не создана, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении поручения президента», – цитирует ТАСС фрагмент сообщения Счетной палаты.
«Вместо того, чтобы оптимизировать действующую систему ценообразования, основанную на базисно-индексном методе, ее просто законсервировали со всеми недостатками, которые мы отмечали по итогам проверки в 2014 году. При этом новая система, основанная на так называемом «ресурсном» методе, до конца 2018 года, как это было первоначально запланировано, не создана», – отметил аудитор Счетной палаты Юрий Росляк.
Среди прочего проведенный анализ показал, что работа по формированию новых и актуализации действующих сметных нормативов проводится Минстроем бессистемно. Например, у ведомства отсутствуют методики определения величины накладных расходов, сметной прибыли, временных зданий и сооружений, зимнего удорожания, затрат на осуществление функций технического заказчика, а принятые методики определения сметных цен на затраты труда, материалы, изделия, конструкции, оборудование, услуги на перевозку грузов для строительства нуждаются в существенной доработке, равно как и методы определения стоимости проектно-изыскательских работ.
В отчете говорится, что Министерство также не распределило полномочия с Главгосэкспертизой, а государственная информационная система «Ценообразование в строительстве» (ФГИС ЦС) «надлежащим образом не создана и не используется».
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин указал на тот факт, что вопрос ценообразования влияет на все бюджетные стройки и стоимость проектно-сметной документации. «Это тот самый институт, который не работает должным образом и создает в инвестиционном климате страны громадную проблему», — заявил Кудрин на коллегии ведомства.
В Минстрое и Главгосэкспертизе «в целом согласились» с выводами Счетной палаты. Замглавы Минстроя Дмитрий Волков заявил, что в правительство уже внесена «дорожная карта», в которой учтены замечания аудиторов.
«Мы планируем сделать «ресурсный» метод возможным для применения на бюджетных стройках с 1 января 2022 года», — сообщил Волков. До этого момента будет применяться действующая система ценообразования на основе базисно-индексного метода.
Источник: