Суэцкий и Панамский каналы, Евротоннель под Ла-Маншем, колоссальные мосты – когда-то все эти удивительные сооружения казались фантастикой. Существует еще немало интересных, но нереализованных проектов. Один из них – объединение Европы и Африки.
Чем уникален Гибралтарский пролив?
Гибралтарский пролив служит соединяющим звеном между Средиземным морем и Атлантическим океаном. Он находится между Пиренейским полуостровом (юго-запад Европы) и Африкой в северо-западной ее части . Длина пролива составляет 65 км, максимальная ширина – 44 км, самая большая глубина – 1181 м, в фарватере – до 338 м.
Гибралтарский пролив на карте
Течения в проливе проходят на разных глубинах и движутся в противоположных направлениях. То, которое находится ближе к поверхности, несет свои воды в море, а глубинное – в Атлантику. На берегах располагаются скалы, называемые в древности Геркулесовыми столбами. С одной стороны это гора Джебель-Муса, с другой – Гибралтарская скала.
Ученые предполагают, что пролив образовался около 5 млн лет назад. Тогда океанические воды смогли пробить путь к Средиземноморью, и вся эта местность оказалась затопленной. Также есть теория о том, что Средиземное море осталось от Тетиса – древнего океана. В результате смещения литосферных плит и образовался пролив.
Почему нельзя объединить Африку и Европу через пролив?
В самом узком месте ширина пролива составляет 14 км. Возникает закономерный вопрос: почему Европу и Африку все еще не соединили? Это кажется довольно просто относительно других существующих сооружений. К примеру, длина Евротоннеля, расположенного под проливом Ла-Манш и соединяющего Великобританию с Францией, составляет 51 км. А 14 км для надводного моста – сущий пустяк, учитывая, что сейчас уже есть много конструкций длиной более 20 км. На самом деле здесь есть много нюансов.
Часть моста Гонконг – Чжухай – Макао
Построить тоннель пока невозможно, так как этому препятствует максимальная глубина Гибралтарского пролива. Технологии еще недостаточно развиты для реализации данного проекта, да и затраты выйдут колоссальными. Сооружение моста усложняют еще и течения, движущиеся в противоположных направлениях. Даже если мост возведут, это не убережет его от возможных природных катаклизмов.
Интересный факт: в китайской провинции Гуандун располагается самый длинный надводный мост в мире. Он соединяет островные Макао и Гонконг с Чжухаем, который находится на материке. Длина моста составляет 55 км, учитывая заезды.
Проекты и идеи объединения континентов
Существовало множество проектов сооружений, которые соединили бы через Гибралтарский пролив Африку и Европу. Один из них – проект Германа Зергеля, немецкого архитектора, который предложил его в 20-х годах прошлого века. Зергель хотел построить гидроэлектрическую дамбу через пролив и еще одну поменьше – через Дарданеллы.
Также предлагалось соединить Сицилию и Африку при помощи дамбы. Уровень Средиземного моря при этом упал бы на 100 м. По проекту опресненная вода должна попадать в Сахару, а дамба – обеспечивать здешние территории большим объемом электричества. Причем видоизмененное Средиземное море стало бы называться Сахарским, а Европа и Африка – Атлантропой.
Гибралтарский пролив
Марокко и Испания в 2000-х гг. длительное время изучали вопрос о постройке авто- или ж/д туннеля через пролив. Он должен был иметь сходство с Евротоннелем. В 2003 г. даже стартовала программа, направленная на проведение исследований возможной постройки. О новых проектах на данный момент неизвестно.
Британские и американские строители тоже изучали возможность соединения Европы и Африки. Они хотели сделать это при помощи моста. В случае его возведения конструкция могла бы обрести статус самого высокого в мире (более 900 метров) и одного из самых длинных мостов.