Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО, Ямал) богат на рекорды. Здесь добывается более 80% российского газа, регион является одним из самых привлекательных для инвесторов (более 1 трлн рублей инвестиций ежегодно), на Ямале впервые в России применена концессия при строительстве железной дороги, это субъект федерации входит в тройку российских лидеров по уровню бюджетной обеспеченности на душу населения, и им руководит самый молодой российский губернатор Дмитрий Артюхов.
При этом ни для кого не секрет, что до недавнего времени индустриальное освоение этих мест значительно опережало формирование социальной инфраструктуры. Поэтому создание для северян условий жизни, соответствующих масштабу новой «волны» индустриализации Арктики, региональные власти ЯНАО считают одной из наиболее приоритетных для себя задач. Подробности – в онлайн-интервью с заместителями губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа.
«Ресурсы округа огромны»
Первый заместитель губернатора ЯНАО Алексей Ситников
— Какие инвестпроекты Вы считает ключевыми для развития центра Арктики, в котором находится Ваш округ? С.В.Пархоменко, Москва
— По добыче углеводородов – это дальнейшее освоение месторождений полуострова Ямал и Мессояхской группы на северо-востоке. Ресурсы округа здесь огромны: за 40 с лишним лет промышленной добычи газа из недр Ямала извлечено десятая часть от запасов, нефти – не более 6 процентов. «Газпром» сейчас начинает активное освоение Харасэвэйского месторождения. Это станет следующим мегапроектом компании после Бованенково, уникального месторождения, которое в декабре вышло на проектную мощность.
По переработке ключевое направление – заводы по сжижению природного газа. Недавно мы были свидетелями выхода завода «Ямал СПГ» на проектную мощность. Уже решен вопрос о строительстве «Арктик СПГ-2», ресурсной базой которого станут запасы Гыданского полуострова.
По инфраструктуре – ключевой проект Северный широтный ход, который свяжет западную и восточную часть округа. Есть еще и перспективный, уже просчитанный проект – «Северный широтный ход-2», который соединит железнодорожную сеть страны с новым арктическим портом Сабетта на полуострове Ямал.
— Добраться из Тюмени на машине до Салехарда можно только пару месяцев в году – по зимнику. Когда будет достроена финальная часть этой трассы – кругологодичная дорога от Надыма до Салехарда? Брызгало, Тюмень
— Это задача номер один в дорожном строительстве. Мы надеемся, что за два года мы завершим строительство дороги «Надым-Салехард». Губернатор поставил задачу уже в 2020 году обеспечить сквозной проезд, и мы будем стремиться к тому, чтобы к этому времени из Тюмени в Салехард можно было приехать в любое время года.
Будет также построена автомобильная часть моста через Обь, который является частью Северного широтного хода. И еще один крайне важный проект, который давно ждут жители всей восточной части нашего региона, — мост через реку Пур. Он станет первым в России мостом, в строительство которого не будет вложено ни копейки бюджетных средств. Только средства концессионера. Концессия – наиболее прогрессивная форма создания инфраструктурных объектов. Это подтверждает опыт проекта по реконструкции аэропорта в Новом Уренгое. Уже через 3 года на деньги частного инвестора жители газовой столицы России получат комфортный, современный, отвечающий всем требованиям безопасности аэропорт.
«Отдача от мегапроектов превращается в новое жилье»
Заместитель губернатора ЯНАО Альбина Свинцова
— У нас в Красноселькупском районе нет ни газа, ни нефти. Только картошка хорошо растет. Какая польза нам будет от тех больших строек, которые сейчас идут на севере округа? С. Никитина, Красноселькуп
— Все эти проекты увеличивают налогооблагаемую базу, за счет них в бюджет округа в этом году поступило дополнительно более 20 миллиардов рублей. А это соответственно дополнительные возможности развития для городов и посёлков, для социальных и инфраструктурных проектов. Например, три миллиарда из этой суммы были направлены на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с «майскими» указами Президента РФ и доведения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума (в ЯНАО этот показатель равен почти 30 тыс. рублей – Эксперт). На 5 миллиардов рублей увеличены межбюджетные субсидии муниципалитетам. 4 миллиарда определены на строительство автодороги «Надым – Салехард», 3,5 миллиарда – на улучшение жилищных условий ямальцев…
Отдача от этих проектов очень реальна. В них новое жилье, детсады, современные больницы, в том числе и в Красноселькупе. Депутаты Законодательного Собрания округа в ноябре приняли бездефицитный бюджет, его доходная часть – 175,2 миллиардов рублей, и 171 миллиард – это собственные доходы региона. За счет чего такая база? 72% — это как раз налоги предприятий ТЭКа. А большая часть этих денег (ред. – 80% расходов бюджета ЯНАО в 2019 году) традиционно направляется на решение социальных задач. Мы понимаем объем налогов на ближайшие шесть лет, и это позволяет планировать реальное строительство жилья и соцобъектов.
«Это будет мощный рывок вперед»
Заместитель губернатора ЯНАО Андрей Воронов
— Беда Севера – это бараки и балки, в которых люди живут десятилетиями. Как вы у себя решаете вопрос строительства для людей комфортного современного жилья? Д.Д.Федоров, Наряьн-Мар
— В округе строится комфортное жилье, мы расширяем механизмы обеспечения им северян, сносим балки и бараки. На программу по переселению из аварийного жилья в 2019 году запланировано 5 миллиардов рублей из окружного бюджета – плюс к этому более 3 миллиардов до 2024 года из госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ». До 2022 года планируем ликвидировать больше 336 тысяч квадратов непригодных для жизни строений. Новоселья справят более 8,4 тысяч семей. Это будет мощный рывок вперёд.
— Я хочу попробовать свои силы на Севере, но родни у меня там нет, надо снимать квартиру. А стоимость аренды жилья у вас – выше чем в Москве. Р.Загиров, Уфа
— Чтобы привлечь недостающих нашим поселкам и городам узких специалистов, нужно иметь возможность предложить им качественное и недорогое служебное жилье. Но объемы такого жилья, находящихся в пользовании муниципалитета или региона, нужны значительные. Поэтому сейчас прорабатывается проект по строительству арендного жилья с участием средств банка, под залог строящегося объекта, а также путём участия в проекте корпоративной аренды, реализуемом АО «ДОМ.РФ», с предоставлением необходимых гарантий со стороны правительства региона. Это актуальное направление. Пилотными городами станут Новый Уренгой и Губкинский. Жильцами этих домов будут работники бюджетной сферы и предприятий ТЭКа – в Губкинском, и сотрудники медицинской сферы – в Новом Уренгое. Постепенно к направлению подключатся и другие города округа.
При этом отмечу, что если вы профессионал в здравоохранении или образовании, то доступное по цене жилье для вас в некоторых муниципалитетах округа есть уже сейчас. Более того – для учителей и врачей в дополнение к уже сформированным мерам господдержки – арендному жилью, программам «Земский доктор» и «Врачи, нужные Ямалу», скоро будет добавлена еще одна – предоставление субсидии на покупку собственного жилья на первичном рынке.
— Обратите, пожалуйста, внимание на качество строительства нового жилья! Люди и округ тратят на строительство жилья большие деньги, а порой получают такие дома, в которых сразу приходится делать капитальный ремонт. Семья Козиных, Новый Уренгой
— Действительно, и в Новом Уренгое, и в других поселениях мы получали жилье, которое потом приходилось доделывать. С деталями этих ситуаций работают правоохранительные органы. Говорю прямо: мы пересматриваем сложившийся пул застройщиков. Будем стимулировать конкуренцию в строительном секторе и привлекать к работе на Ямале тех, кто хорошо себя зарекомендовал в других регионах. Подчеркну: контроль за соблюдением строителями сроков, за использование ими только проверенных и качественных материалов – в сфере особого внимания. И не только со стороны округа, но и со стороны глав муниципалитетов. В некоторых строящихся домах доля бюджетных вложений составляет 70 процентов. И контроль за эффективным их использованием будет жесточайший.
«Задача – за 5 лет создать 15 тысяч мест в новых школах»
Заместитель губернатора ЯНАО Татьяна Бучкова
— Видела по Интернету, какие в вашем округе детские сады строят. Не сады, а дворцы настоящие… А очереди в детские сады у вас еще сохранились? С. Светлова, Екатеринбург
— Очереди у нас еще пока есть, но очереди – в ясли. А все дети в возрасте от трех лет и старше местами в детсадах обеспечены. Что касается малышей в возрасте от полутора до трех лет, то в ближайшие два года вопрос с их местами в детсадах будет решен. По планам – за два года на территории появится 31 детсад, построены они будут не только за счёт округа, но и, в том числе, с использованием механизма муниципально-частного партнёрства и на собственные средства инвесторов. Кроме того, будут строиться и современные школы. Цель – обеспечить возможность детям Ямала учиться в одну смену. За 4-5 лет планируется создать около 15 тысяч мест в новых школах. Эти объекты станут не только образовательными, но и культурно-просветительскими центрами в городах и поселках Ямала. Также появятся 16 новых больниц и поликлиник, чтобы ямальцы могли без очередей получить качественную медицинскую помощь.
Планы большие, в их реализации Ямалу традиционно помогают наши партнёры – компании ТЭК, которые в рамках соглашений о сотрудничестве с округом инвестируют средства в развитие социальной инфраструктуры округа.
«На Севере жизнь должна быть комфортной»
Заместитель губернатора ЯНАО Сергей Карасев
— Я в этом году приехал в Лабытнанги, где долгое время жил и работал, и не узнал город. Раньше это была деревня-деревней, а сейчас город преобразился просто кардинально с точки зрения благоустройства. Что за это время произошло? Бастрыкин. Краснодарский край
— Позиция губернатора Ямала: жизнь на Севере должна быть комфортной. И действительно, ямальские города преображаются. Становятся современными, интересными и комфортными для жизни и отдыха. Большую роль в этом играет реализация нацпроекта «Формирование комфортной городской среды». Проект стартовал на Ямале в прошлом году в городах Салехард и Лабытнанги. В этом году муниципалитетов-участников больше тридцати. В 2019 к проекту хотим еще добавить поселки с населением от 200 человек (сейчас участвуют населенные пункты с населением более 1000 человек). Что важно – проект предполагает активное участие самих жителей в выборе тех проектов благоустройства, строительство которых, на их взгляд, наиболее актуальны. Деньги выделяет округ, а горожане сами решают, где им сделать парковку, посадить парк или разбить сквер. Это дает не только конкретные осязаемые результаты в виде объектов благоустройства, но и заставляет жителей потом намного бережнее относиться к своему дому – городу или поселку.
Средства выделяются немалые. И губернатор прав, эти деньги должны работать на 200 процентов. Главы местных администраций обязаны искать и находить современные и функциональные варианты благоустройства, привлекать экспертов по организации городских пространств, работать с ведущими архитектурными бюро. Плюс, естественно, учитывать в проектах и наши северные особенности: компенсация долгой полярной ночи интересными световыми решениями, возможность использовать открытые спортивные сооружения круглогодично, учет сильных холодов при озеленении и так далее. Нужен разный опыт.
Источник: