С момента возникновения правил дорожного движения появилась и необходимость контролировать их соблюдение. Современные технологии позволяют использовать для этого камеры отслеживания нарушений, а квитанции для оплаты штрафов водители могут получать по электронной почте. Однако в прошлом использовались другие, весьма интересные методы.
Первое водительское удостоверение
В 1893 г. Луи Лепин, префект парижской полиции, выдал первые права в виде обычной справки. Кому именно – достоверно неизвестно. Такие справки не требовали прохождения экзаменов. Автомобилисту достаточно было продемонстрировать, что он умеет управлять транспортным средством.
В Чикаго в 1899 г. учреждены первое тестирование на получение прав. На территории Великобритании подобные экзамены появились только в 1934. А вот в России первые права получены в 1900 г. Постановление на ввод документа выдал санкт-петербургский градоначальник.
Права 1908 г. на имя Юлия Гужона. Были привязаны только к одному его авто – «Ла-Буир». На второй автомобиль требовались другие права
Водительское удостоверение до революции включало в себя фотографию, информацию о том, кому оно выдано, и основные сведения об автомобилисте. Чтобы получить права, нужно было сдать экзамен, а также показать высокие навыки вождения, знание города. К «Конвенции о передвижении автомобилей» Россия присоединилась в 1909 г. Это значило, что удостоверение с тех пор изготавливалось по зарубежной единой форме.
В 1923 Совнаркомом были утверждены новые права, которые с этого момента разделялись на три категории. Высшая категория предполагала наличие водительского стажа не меньше шести лет и способность производить ремонт транспортного средства. Получить такие документы можно было в местной администрации. Минус в том, что они могли иметь разный формат – это создавало путаницу.
В 1936 водительские права обрели единый формат. Их начали называть «удостоверением шофера». Только в 1963 появилось в СССР удостоверение международного образца, а в 70-х – пять категорий на право вождения определенных видов ТС.
Интересный факт: Чха Са Сун из Южной Кореи сделала 950 попыток, прежде чем смогла сдать экзамен и получить водительские права.
Правила дорожного движения в СССР
Единых для всех регионов страны правил после революции не было. Однако в Москве с 1920 года действовал декрет об автодвижении по городу и окрестностям. В документе говорилось, что превышать допустимую скорость нельзя (27 км/ч). Запрещалось передвигаться с «милицейским свистком», чтобы не пугать людей и не оставлять транспорт без присмотра.
С каждым годом автомобилей было все больше и с 30-х годов начались масштабные изменения. К примеру, в 1934 появилась первая ГАИ, а в 40-м начали действовать правила вождения, которые устанавливались отдельно в каждом регионе СССР. Появились и первые штрафные санкции, такие как:
- предупреждение;
- административный штраф;
- штраф, который можно оплатить на месте;
- временная замена удостоверения на талон;
- лишение права управлять транспортным средством (от 15 дней до полугода).
Удостоверение шофера 1955 г. (слева вверху), обложка удостоверения 1985 г. и талон предупреждений
В 60-х годах были введены единые ПДД для СССР. Они во многом схожи с современными. Вместе с правами водитель имел талон, который представлял собой небольшую книжку. Его использовали практически до конца 80-х. В такой талон вносились разные отметки, свидетельствующие о нарушении ПДД.
Прокалывание талона инспектором ГАИ – один из ушедших в прошлое способов обозначить, что водитель нарушил правила. Проколы осуществлялись с помощью компостера. Если в талоне появлялось три отверстия в течение полугода, водителя лишали прав. После этого нужно было повторно сдавать теоретический экзамен, чтобы вернуть удостоверение.
С 1993 года возникла балльная система, согласно которой каждое нарушение оценивалось в определенное количество очков. К примеру, за проезд на красный свет светофора можно было получить 3 балла. Если водитель зарабатывал 15 баллов за год, то терял возможность управлять ТС на протяжении 3-6 месяцев.